Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

Спектакль "Доброе слово и кошке приятно"

Театр эстрады, 1981

Пример Геннадия Хазанова оказался заразительным. Один за другим мастера эстрады стали переходить от сатирических и юмористических "короткометражек", от выступлений в сборных концертах с отдельными номерами к большой, развернутой сценической форме, к целому спектаклю, где один исполнитель играет все роли, создает своего рода "театр одного актера".

Театрализация, строго говоря, всегда была близка эстраде, всегда шла ей на пользу. Если вспомнить работы, оставившие самый заметный след в искусстве эстрады, то в первую очередь надо будет назвать такие спектакли, как "Вот идет пароход", "Москва - Венера, далее везде", "Кляксы", "Мужчина и женщины" - произведения драматургически и режиссерски выстроенные и осмысленные. Это были спектакли, в которых принимали участие целые актерские коллективы. Но даже и тогда, когда мы встречались только с двумя актерами (как в "Мужчине и женщинах"), все равно возникало впечатление коллективного театрального действия, поскольку в данном случае Мария Миронова с поразительной убедительностью перевоплощалась в восемь совершенно непохожих друг на друга женщин.

И вот еще одна премьера в Театре эстрады, продолжившая поиски в том же направлении. Впрочем, нет, не совсем так. На этот раз мы имеем дело не с моноспектаклем, а скорее с концертной программой, где сатирические монологи соседствуют с музыкальными пародиями, юмористические сценки с вокальными номерами. И исполнитель тут не один, их несколько, хотя, конечно, Евгению Петросяну по праву принадлежит первое место в списке действующих лиц.

"Доброе слово и кошке приятно" - так называется это представление (автор А. Хаит, при участии, как сказано в программе, Л. Измайлова, В. Чудодеева, Е. Смолина). Спектакль говорит о том, что люди должны относиться друг к другу доброжелательно, что глупость - беда, а хамство нетерпимо. Эта тема и проходит почти через весь спектакль, объединяя в сущности разноплановые, сюжетно самостоятельные номера.

Скажем сразу: не все равноценно в программе. Есть в ней вещи не очень интересные, не очень смешные, в них повторяются старые остроты и отсутствуют живые приметы реальной действительности, они и актерски сделаны слабее. Но есть монологи и сценки по-настоящему остроумные, злободневные, заставляющие зрителя не только смеяться, но и задуматься, а это оптимальный вариант, когда смешное и серьезное - рядом. Прежде всего, я бы отнес сюда два монолога А. Хаита "Дирижер" и "Пугало огородное" - они показались мне наиболее примечательными и по своим литературным достоинствам и по актерскому исполнению Е. Петросяна.

Несколько в стороне от главной темы, как бы с дивертисментом, в развлекательном плане выступают другие участники программы - Е. Степаненко, В. Войнаровский, Е. Грушин. Но то, что они делают, они делают весело и умело. Особенно хочется отметить Е. Степаненко, показавшую своеобразные музыкальные пародии "Женщины, которые поют".

Ну, что, казалось бы, можно нового придумать в этом жанре? Кто только не пародировал, скажем, Аллу Пугачеву? Вроде бы все возможности исчерпаны. А вот актриса нашла новые, неожиданные краски - и пародийные персонажи "заиграли", словно мы видим их в первый раз.

Итак, еще одна попытка отойти от привычных канонов эстрадного зрелища, еще один шаг в правильном направлении. Пусть не все в одинаковой степени удалось. Спектакль ведь только начинает свою творческую жизнь. Вероятно, он еще "обкатается", а может быть, в чем-то еще и изменится - жанр обозрения дает возможность "по ходу пьесы" что-то изменить, что-то добавлять.

Во всяком случае, одно можно сказать с полной уверенностью: публика осталась довольна увиденным.

И. Черейский, 1981

Статья "Спектакль "Доброе слово и кошке приятно"" из раздела Театр




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика