Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

Архангельский областной театр драмы

Театральное искусство в Архангельске зародилось в 1789 году. В 1846-ом появился деревянный театр на 650 мест, где выступал любительский коллектив. В 1899 году в город приехала труппа антрепренера В.А.Крамолова. В 1920-ом был открыт Первый Показательный театр Архангельской губернии. А 27 октября 1932 года спектаклем "На дне" М. Горького начал свой первый сезон профессиональный Архангельский драматический театр.

С 1941-го по 1990 год в Архангельском областном театре драмы работал народный артист СССР Сергей Николаевич Плотников. Человек-легенда, снявшийся во многих кинофильмах и сыгравший немало ролей на сцене театра. Широкий актерский диапазон, обаяние, способное превратить маленький эпизод в центральную роль, умение прожить на сцене жизнь целого поколения, темперамент, которому подвластен весь мировой репертуар...

Сегодняшний театр - новая веха в истории искусства не только Архангельской области, но и России. Несмотря на тяжелые проблемы (длительная реконструкция здания), Архангельский областной театр собирает полные залы, оставаясь при этом не "попсовым" и "чернушным". За последние годы были поставлены такие спектакли, как "Вишневый сад" А.П.Чехова, "Утиная охота" А.Вампилова, "Поздняя любовь" и "Не все коту масленица" А.Н.Островского, "Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Русские водевили" В.Сологуба. В данный момент идут репетиции спектакля "Дама с камелиями" А.Дюма-сына.

Нынешний Архангельский театр представляет собой сплав, созданный в лучших традициях русской реалистической театральной школы с привкусом символизма и легкого постмодернизма. Однако главный режиссер Петр Суворов, возглавляющий коллектив четвертый сезон, не отрицает и эксперименты, делая это "аккуратно", без вульгарности и пошлости. Газета "Театральное дело" (февраль 2004 г.) так пишет о стратегии театра: "Дело, конечно же, не в самом по себе манифесте, а в природных склонностях и вкусах главрежа, его творческих тяготениях, которые как нельзя лучше совпали со всей предшествующей биографией здешней труппы, воспитанной на высокой классике и исконных традициях реализма. К тому же где, как ни здесь, на российском севере, и должна стоять обитель академизма, традиций и русского канона? Да и странно было бы представить тут, у Белого моря, некую пристань постмодернизма и новомодных веяний".

Все это, конечно, так, но "чистой воды академизмом" спектакли Архангельского театра назвать нельзя. Например, "Утиная охота", поставленная в октябре 2003 года, просто-таки наводнена символами и метафорами (а как иначе?) и представляет собой некую исповедь о борьбе с Тьмой, историю искушения, страсти и отчаяния, картину искренности и мучительного поиска Правды. Если сыграть это реалистично, пропадет главная деталь, заложенная Вампиловым, - "двойное дно" его пьесы, - с одной стороны, вроде, обычная история о жизни и страданиях еще одного "лишнего человека", а с другой, - метафизическая трагедия с явными реминисценциями из Ветхого и Нового заветов. Петр Суворов ставит цель максимально "поймать" психологию, но передавать движения души не при помощи тупых и избитых фрейдовских методов, так модных в нынешнем театре, а путем игры внутренней актерской пластики. Слава Богу, в труппе театра есть сильные актеры, способные воплотить режиссерские идеи в жизнь.

Особое внимание в театре уделяется детскому репертуару. Большим успехом у подрастающего поколения зрителей пользуются такие сказки в постановке Суворова, как "Аленький цветочек" И. Аксакова, "Храбрый портняжка" Братьев Гримм, "Как Иван счастье добывал" по мотивам русских народных сказок и "Принцесса на горошине" по мотивам одноименной сказки Г. Андерсена.

Вдобавок хотелось бы подчеркнуть, что в репертуаре театра есть и "по-настоящему академические" спектакли - "Поздняя любовь", "Вишневый сад", "Коварство и любовь", где с классикой обращались бережно, стараясь сохранить дух идей великих драматургов. Поэтому создается любопытный прецедент - Архангельский театр нельзя отнести ни к традиционному, ни к авангардному искусству. Это театр "Петра Суворова и его команды" - уникальное явление, достойное внимания; можно было бы даже назвать такой театр "авторским", но многолетняя его история не позволяет сделать это смелое заявление.

Еще одним "знаком" Архангельского театра драмы является его команда. Кроме вышеупомянутого главного режиссера, выпускника Театрального училища имени Щукина Петра Суворова, это главный художник Максим Галкин (ученик Валерия Левенталя), художник по костюмам Любовь Подгорбунская, композитор Евгений Мищенко, директор театра Александр Дунаев, актеры Владимир Кулаков, Сергей Чуркин, Елена Смородинова, Нататалия Латухина, Андрей Москаленко, Николай Кузнецов, Андрей Калеев, Валентина Киприянова, Людмила Советова и другие.

Художник Максим Галкин пришел в театр почти одновременно с Петром Суворовым и уже успел создать сценическое оформление к большинству "стратегических" спектаклей. Особенно стоит отметить "Вишневый сад": пространство здесь представлено магически-прозрачным, сквозь него словно просвечивают мысли и чувства чеховских героев. Конечно, это условность, но условность, в которую веришь, как в пустынный мираж; она завораживающе действует на зрительское подсознание, создает медитативную атмосферу. Совершенно иначе увидел художник "Утиную охоту": это нечто урбанистическое, словно зажимающее человека в тиски прогресса, давящее его повседневностью и обыденностью. В "Утиной охоте" все кажется буднично и обычно, но опять срабатывает "двойное дно" - магия присутствует в каждом элементе декорации, даже в обычном советском холодильнике, из которого Зилов достает пиво. Таким образом, реальность показана в разных гранях, что придает ей некоторую фантастичность (почти как у Гоголя или Достоевского).

Любовь Подгорбунская создает свои костюмы, учитывая требования режиссера. Но, будучи яркой творческой личностью, она всегда привносит в них свой особый колорит. Мало знать историю костюма, исследовать всевозможные виды тканей, в первую очередь нужно проникнуть в душу персонажа, познать его психологию. Любовь Подгорбунская, прежде чем создать костюм, читает "от корки до корки" всю необходимую литературу: будь то первоисточник или философские трактаты. Евгений Мищенко не пишет музыку на заказ, он создает отдельное музыкальное произведение, которое затем вплетается в ткань спектакля. Как правило, он чувствует, что необходимо в том или ином отрезке сценического действия и сам вдыхает в него музыку. В спектакле "Утиная охота" напряженные, пульсирующие, словно нервный тик, мелодии чередуются с откровенно эстрадными номерами, словно подчеркивая столкновения главного героя с пошлостью и обывательщиной окружающего мира. И совершенно иная музыка в "Коварстве и любви" - лирическая, трогательная, как легкий дымок, обволакивающий чувства и поступки героев. Не каждый театр может похвастаться своим композитором; Архангельский театр имеет, можно сказать, гения...

Александр Дунаев - актер и директор, мотор и генератор идей, сам хорошо разбирающийся в художественном процессе, умело совмещающий административную деятельность и поиск спонсоров с игрой на сцене. В прошлом сезоне Александр Дунаев выступил в роли Саяпина в спектакле "Утиная охота". Получился явный антипод главному герою, мучающемуся философскими проблемами, Зилову; этакий пошлый, хамоватый и трусливый "вечный современник всех времен", человек-толпа, человек-инстинкт, но при этом весьма обаятельный и смешной.

Владимир Кулаков, Сергей Чуркин, Наталия Латухина, Елена Смородинова, Людмила Советова, Николай Кузнецов, Тамара Волкова, Андрей Калеев, заслуженная актриса РФ Людмила Бынова - о каждом можно говорить очень много, все они отмечены дипломами лауреатов различных конкурсов. Людмила Советова, сыгравшая в прошлом сезоне Раневскую, - актриса настолько органичная и пластичная, что вера в ее искренность не пропадает ни на минуту. Это Раневская страдающая, но не бессильная, милосердная, но и слегка сентиментальная, нервная, но не озлобленная, утонченная, "природно-философская", вся идущая "из нутра". Владимир Кулаков играет в театре почти все центральные роли. Лопахин, Зилов, главные роли в "Поздней любви" и "Русских водевилях"... Лопахин у Кулакова, прежде всего, жесткий и циничный купец, абсолютно не знающий жалости и милосердия, а с другой стороны такой же слабый человек, как все герои "Вишневого сада". А Зилов, наоборот, настолько жалок, что это придает ему дополнительного обаяния (недаром мудрецы говорили, что в слабости есть особая привлекательность). Пожалуй, следует добавить, что побед и свершений у Архангельского театра будет еще не мало. Главное - поскорее закончить реконструкцию и вернуться под родную крышу.

II Международный Театральный Форум Золотой Витязь"...




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2019 «Русское кино»
Яндекс.Метрика