Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

Белорусский Государственный театр кукол

История Белорусского государственного театра кукол началась с инфор-.мационной заметки, опубликованной 23 апреля 1938 года в газете "Чырвоная змена". В ней сообщалось, что Управление по делам искусств при СНК БССР постановило организовать в г. Гомеле республиканский кукольный театр.

15 июля 1938 года театр был официально открыт. В сентябре 1938 года состоялась премьера первого спектакля белорусских кукольников - "По щучьему велению". А весной 1939 года коллектив театра впервые обращается к сценическому воплощению белорусского произведения - сказки Виталия Вольского "Лед и журавль".

С 1940 по 1947 годы художественным руководителем театра был Михаил Бабушкин - ученик Е. Мировича. Были поставлены: "Каштанка" А. Чехова, "Сказка о попе и работнике его Балде" А. Пушкина и др.

В годы Великой Отечественной войны деятельность театра не останавливалась. Часть его работников во главе с художником Борисом Звиногродским организуют агитбригаду и выступают на фронтах с концертными программами.

Белорусский государственный театр кукол стал первым из театров республики, который возобновил свою работу на освобожденной белорусской земле - 1 мая 1944 года.

В 1950 году коллектив театра переезжает для дальнейшей работы в г. Минск.

С театром сотрудничают художники А. Ма-рикс, И. Пешкур, Л. Быков. Музыку к спектаклям пишут известные композиторы: Е. Тикоцкий, Л. Абелиович, Ю. Семеняко, Г. Вагнер и др. Их творчество способствовало профессиональному становлению коллектива.

Возглавившие театр в 1956 году главный режиссер Анатолий Лелявский и в 1957 году главный художник Леонид Быков начали с поиска яркого героя, расширения арсеналов постановочных и актерских приемов, использования в спектаклях кукол различных систем: тростевых, планшетных, марионеток. Наиболее значительные постановки того периода: "Иван-царевич и серый волк" А. Бычкова, "Карлик-нос" В. Гауфа, "Лед и журавль" В. Вольского и др.

С середины 60-х годов театр получает возможность постоянно работать в одном из залов кинотеатра "Пионер". Появилась возможность обращаться к произведениям крупных писателей: В. Маяковского, Н. Лескова, В. Шукшина, Я. Гашека, П. Неруды и др. Ставятся экспериментальные постановки, спектакли для взрослого зрителя: "Прелестная Галатея" Б. Гадора и С. Ларваша, "Божественная комедия" И. Штока, "Клоп" В. Маяковского, "До третьих петухов" В. Шукшина, "Левша" Н. Лескова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" П. Неруды, "Похождения бравого солдата Швейка" по Я. Гашеку, "Жаворонок" Ж. Ануя. Интерес к новому в сочетании с уважением к традициям, свобода выбора выразительных средств, постоянное стремление к совершенствованию профессионального мастерства труппы сделали Белорусский государственный театр кукол одним из ведущих театральных коллективов страны.

В 70-е годы на сцену театра выходят герои белорусских писателей А. Вертинского, П. Макаля, С. Климкович и др. В репертуаре появились спектакли разных народов, произведения зарубежных авторов. Среди них: "Спасибо, большое спасибо!" А. Вертинского, "Колокола-лебеди" Л. Браусевича, "Золотой конь" Я. Райниса, "Орешек" Р. Александровой и др. Именно в эти годы рождается новый творческий тандем - художник Алина Фомина и режиссер Виктория Козлова.

Возглавивший творческий коллектив театра в 1986 году главный режиссер Алексей Лелявский, продолжил творческие поиски в русле того направления в искусстве современных кукольников, которое тяготеет к использованию в своих постановках приемов и форм всех видов театра. В спектаклях этого периода тесно переплетаются драматический, кукольный, музыкальный театры и пантомима.

В последние годы Белорусский государственный театр кукол проявляет большой интерес к произведениям классической драматургии. Сценическое воплощение классики всегда относилось к числу самых трудных театральных проблем. Перевести же поэтику литературного и драматургического произведения на язык кукольного театра сложно вдвойне. Тем не менее, именно с постановками классики связаны многие успехи коллектива: "Лед и журавль" В. Вольского, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Сымон-музыкант" Я. Коласа, "Золушка или торжество добродетели" Ж. Массне, "Ганнеле" Г. Гауптмана, "С Парижем покончено!.." по мотивам комедии "Вишневый сад", "Чайка. Опыт прочтения" А. Чехова и др.

Белорусский государственный театр кукол хорошо известен за рубежом. Он был непременным участником фестивалей кукольных театров республик Прибалтики и Белоруссии в Таллине, Риге, Вильнюсе, Каунасе, Всесоюзного фестиваля театров для детей и юношества в Ташкенте. Театр неоднократно гастролировал в Нидерландах, Германии, Франции.

Широкую европейскую известность театру принесло участие в Международных фестивалях театров кукол в Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Нидерландах, Польше, России, Сербии и Черногории, Словении, Украине, Франции, Швейцарии, Хорватии.

Белорусский государственный театр кукол является коллективным членом УНИМА (Международного союза деятелей театров кукол) и одним из организаторов Белорусского международного фестиваля театров кукол.

Белорусский государственный театр кукол сегодня - один из самых популярных театров республики. Его спектакли убеждают в профессиональной зрелости и творческом энтузиазме коллектива, когда дух поиска и эксперимента может опереться на прочность выработанных годами традиций.

Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ - главный режиссер Белорусского государственного театра кукол. Родился в 1957 года в Минске. Окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт в 1980 году.

Режиссер, помощник главного режиссера по литературной части Государственного театра кукол Республики Беларусь (1979-1982). Главный режиссер Могилевского областного театра кукол (1982-1986). Работал в театрах кукол Беларуси, Германии, Литвы, Нидерландов, Польши, России, Сербии, Словении. Лауреат Премии Ленинского комсомола, Премии имени Л. Мазолевской, Премии имени Я. Лормана за большой вклад в развитие польского театра кукол. Поставил более шестидесяти спектаклей для детей и взрослых.

Ряд спектаклей был показан на многочисленных международных фестивалях и зарубежных гастролях в Австрии, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Германии, Ланий, Испании, Италии, Латвии, Нидерландах, Польше, России, Словении, Узбекистане, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Эстонии.

Осуществил постановку ряда экспериментальных спектаклей ДЛЯ международных музыкальных фестивалей в Витебске и Минске. Доцент Белорусской государственной академии искусств. Руководитель творческих мастерских "Режиссура в театре кукол" в Бельгии (1991) и Нидерландах (1994), "Анимация движением" в Германии (2003). Художественный руководитель Белорусского международного фестиваля театров кукол в Минске (1990, 1993, 1999).

Герхард ГАУПТМАН

Ганнеле

Дpaмa-сновидение

Режиссер-постановщик - Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ

Художник-постановщик - засл. деят. иск. РБ Алина ФОМИНА

Композитор - Владимир КОНДРУСЕВИЧ

Текст колыбельной - Константин БАЛЬМОНТ

Перевод с немецкого - Ольга ЧЮМИНА

Литературная редакция для театра кукол - Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ

Звукорежиссер фонограммы - Александр ГOPOДHOB

Репетитор по вокалу - Григорий ПОЛИЩУК

Концертмейстер - Лариса ЧЕРЕНОК

Звукооператор - Борис ЛОБАНОВ

Оператор по свету - Андрей ДРАKO

Скульптурные работы - Наталья КУДАШКИНА

Короткая жизнь четырнадцатилетней девочки Ганнеле - трагична. Свои последние часы она проводит в приюте для нищих, куда ее приносят после попытки самоубийства.

Ганнеле искренне верит в мир ангелов и близость Бога. Верит, что после смерти будет избавлена от страданий и унижений.

Спектакль был показан: на Международном фестивале театров кукол "Рязанские смотрины" (Россия, 1999); Международном фестивале "Торуньские встречи театров кукол" (Польша, 1999); Всемирном фестивале кукольного искусства в Бельско-Бяле (Польша, 2000); I международном фестивале театров кукол им. С. В. Образцова в Москве (Россия, 2001); V международном фестивале театров кукол в Магдебурге (Германия, 2003); Международном фестивале "КУК-APT" в Санкт-Петербурге (Россия, 2003).

На Международном фестивале "Торуньские встречи театров кукол" спектаклю были присуждены: приз за спектакль, затрагивающий существенные проблемы жизни ребенка, приз за режиссуру, приз за музыку, приз им. Я. Вильковского за актерские работы с куклой.

Третий международный театральный форум "Золотой Витязь". Хроника...




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2020 «Русское кино»
Яндекс.Метрика