Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

"Витязи" в Минске

с 27 октября по 5 ноября в Минске прошел III Международный театральный форум реалистического искусства "Золотой Витязь".

Вспомним ИХ ПОИМЕННО

Осенью 2003-го театральную общественность Минска потряс новаторский, эпатажный по сути, хотя и не вполне продуманный Международный театральный фестиваль "Открытый формат", инициированный драматургом Андреем Курейчиком, поддержанный государственным Театром им. Янки Купалы и негосударственными "Виртуозами сцены". Из всего фестиваля запомнились проект "Он-лайн", возгорание в Купаловском театре во время спектакля "Пластилин" и шестичасовая постановка "Вишневого сада", сделанная Някрошюсом. В том же году "Открытый формат" почил в бозе. Осенью 2004-го мы наблюдали не менее интересное рождение инициированного белорусским Минкультом Международного театрального фестиваля "Панарама" с непроявленной концепцией, но участием таких больших режиссеров, как Коршуновас и Стуруа. "Панарама" тоже почила в бозе. Осенью 2005-го маятник качнулся в совершенно противоположную сторону: от новаций, эксперимента, перформанса - к реализму "Золотого Витязя", к активной социальной позиции, выраженной традиционными театральными средствами, рассчитанными на массового зрителя.

Конечно, нельзя противопоставлять новации традициям, тем более, что развитие жанров и четкость режиссерского мышления нужны и тем, и этим. Жаль только, что денег на всех не хватает...

"Золотой Витязь" - детище народного артиста России Николая Бурляева, президента Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов. Четырнадцать лет он возглавляет Международный кинофестиваль "Золотой Витязь" и три года - Международный театральный фестиваль "Золотой Витязь". Соучредителями последнего выступили два Минкульта -России и Беларуси. Значит ли это, что театральный "Витязь" наполовину белорусский? Николай Бурляев 5 ноября сказал со сцены Театра им. М. Горького, что хочет прописать свой фестиваль в Минске: "Нам здесь очень хорошо", "Такого приема мы ожидали, но он превзошел все ожидания".

Между Богом и Диаволом

- С Богом начнем. Все надо начинать с его именем, ибо оттуда пришли и туда придем...

Это были первые слова, которые услышала белорусская общественность из уст Николая Бурляева на пресс-конференции, где он очень эмоционально выступил и объявил, что сверхзадача фестиваля: понять, богоугодное ли это дело - театр. После пресс-конференции журналисты, бряцая диктофонами и фотоаппаратами, бросились к народной артистке СССР Инне Чуриковой, приехавшей поддержать Бурляева. Вопрос, а в какой степени театр должен быть делом божьим, застал Инну Михайловну врасплох. Наконец, после долгого раздумья, актриса сказала, что ежели театр превращает человека в животное, то такой театр не имеет права на существование. "Золотой сон", конечно, можно навевать, но и уважать человека надо. И как-то так провести спектакль, чтобы и сказка была, но при этом без обмана. В конце Чурикова сказала:

- Если после спектакля зрители встают с просветленными, преображенными лицами - значит, мы, актеры, сделали божье дело. Сам Николай Петрович на вопросы, как соотносятся искусство и вера и будет ли вообще на фестивале поощряться искусство как таковое, ответил уклончиво: "Если залы будут заполнены, значит, зритель нас понял".

Не столько фестиваль, сколько форум

За 10 дней в Минске на 8 сценах состоялся показ 42 конкурсных и внеконкурсных спектаклей более чем тридцати театров. Приехали россияне из Москвы, Иркутска, Нижнего Новгорода, Сухуми, Воронежа, Выборга, Иваново, Курска, Мурманска, Омска, Саратова, Санкт-Петербурга, Кызыла, Ярославля, а также артисты, режиссеры из Белграда, Косово (Сербия), Приедора (Босния и Герцеговина), Днепропетровска, Львова (Украина). Свои спектакли в рамках фестиваля показали 10 белорусских театров. Участников в общей сложности набралось около 700 человек. 99% спектаклей шло в переполненных залах, а это значит, что количество зрителей можно определить как 12-14 тысяч человек. Большинство - молодые люди. Специальных призов и дипломов, бронзовых, серебряных и золотых дипломов, а также высших наград-статуэток было вручено общим числом 37. Таково решение трех жюри, в состав которых входили два священника. "Золотых Витязей" удостоены спектакли "Буратино.bу" Белорусского государственного музыкального театра, "Оскар и Розовая дама" Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета, "Бабилей" Московского театрального объединения "Провинция", а также ансамбль детей из Косово и Метохии "Косовские пионы". Золотые медали им. Н.Д. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" вручены народным артистам СССР Ростиславу Янковскому, Алисе Фрейндлих и Николаю Пастухову.

Из белорусских отмечены спектакли "Чичиков" Театра им. Янки Ку-палы ("Серебряный Витязь"), "Трибунал" Театра белорусской драматургии, "Я - твоя невеста" Могилевского областного драмте-атра, моноспектакль Владимира Шелестова "Дорогие мои... хорошие", актерские работы Ростислава Янковского ("Перед заходом солнца"), Олега Гарбуза и Виктора Манаева ("Чичиков"), Елены Кривонос ("Я - твоя невеста"), Аллы Про-лич ("Айседора. Танец любви"), Елены Дубровской ("Буратино.Ьу"), Юлии Полубинской, Владимира Грицевского и Александра Кашпе-рова ("Мы идем смотреть "Чапаева"), Василия Новика ("Затюканный апостол"), а также сценография Бориса Герлована ("Чичиков").

Любви счастливые моменты

У Николая Бурляева позиция очень четкая, но и уязвимая. Рассуждения о Святой Руси, высказывания в духе того, что независимая Беларусь - это тоже "наша общая великая Русь", что "без веры ничего великого в искусстве создать невозможно", - все это в значительной мере отпугнуло людей, мыслящих инако, светских, насмотренных театралов.

И очень жаль. Одно дело - декларации, другое - жизнь.

Многие спектакли, показанные на "Золотом Витязе" в Минске, были хороши, а некоторые просто великолепны. И случались счастливые моменты, когда битком набитые залы объединялись общими эмоциями, смехом и слезами. Каждый зритель на фестивале выставляет спектаклям свои оценки. Кстати, мои личные оценки во многом совпали с решениями трех жюри, так что сложилось впечатление об объективности судейства. Жюри подкупили - искусством.

- Никуда не выезжая, мы увидели азиатского "Короля Лира". (Момент истины. Форум объявлен славянским, православным, а спектакль оказался тюркский, буддистский.) Режиссер этой постановки Алексей Ооржик думал спектакль шесть лет. Именно - думал. Сценография, костюмы, пластика актеров - на самом высоком уровне. (В Тувинском музыкально-драматическом театре работает девять актерских поколений. Там ведь не лица-чин-гисхановы лики!)

- В антрепризе актеры сходятся, в основном, чтобы деньги заработать. А десяток разбросанных по московским и подмосковным театрикам актрис объединились в товарищество "Провинция", чтобы только играть любимый спектакль "Бабилей". Более искренним, более профессиональным, чем эти "простые русские бабы" на сцене, быть сегодня невозможно. Это такое искусство, которое дорогого стоит, а денег не приносит.

- Тридцать лет размышляла сербская актриса Зорица Йованович над повестью Достоевского "Неточка Незванова". Она прочла ее в отрочестве, и тогда же у Зорицы появилась мечта - стать актрисой, чтобы сыграть Неточку на сцене. А потом, чтобы воплотить свой замысел, актриса стала драматургом, режиссером, сценографом этого моноспектакля. Актриса -немолодая травести, поэтому девочка у нее получилась старушкой.

- Неожиданная встреча с Александром Михайловым. Помните этого яркого исполнителя роли помещика Алеши Федяшина, пригласившего в телефильме "Формула любви" графа Калиостро к себе в усадьбу? Михайлов ушел в веру. Вместе с актрисой-женой окончил богословский институт, служит Богу и театру, выступает в монастырях и храмах, детских домах и тюрьмах. И вот - спектакль "Пропала совесть". Живой. Озорной. Смешной. Мудрый. И Михайлов за два десятка лет почти не изменился. Даже лучше стал...

- Фестиваль начался для меня открытием молодой белорусской актрисы Елены Кривонос, сыгравшей Смерть в спектакле "Я - твоя невеста". А закончился - потрясением от роли Алисы Фрейндлих, воплотившей хоспис, последнюю обитель умирающих детей. Где Елена Кривонос, а где Алиса Фрейндлих, где Могилев, а где Санкт-Петербург... А вот сошлись.

И напоследок...

Не все, что собрал "Витязь" в Минске, равноценно. Совсем плохих спектаклей не оказалось, но были и провинциальные, обычные, "датские", которые не стоило тащить за три-девять земель в Минск, - у нас своего такого "добра" хватает. Перечислив заурядности, я... отправила их в delete. He они "сделали погоду".

Как мне кажется, успех минского театрального "Золотого Витязя" определила ставка режиссеров, руководителей театров на высококлассную литературу, в основном, русскую, душевную, тонкую, которая ценится во всем мире. Салтыков-Щедрин. Чехов. Лесков. Достоевский. Шергин. Пушкин. Гоголь. Астафьев. Абрамов. Искандер. Коцюбинский. Шукшин. А. Толстой. О.Генри. Не замшелые классики, а сгустки мыслей и идей были на минских подмостках.

Что касается богоугодности и "театральной бесовщины", то Николай Гоголь ровно 160 лет назад написал: театр ни в чем не виноват. "Очистите театр от хлама, его загромоздившего, и потом уже разбирайте и судите, что такое театр".

Светлана ШИДЛОВСКАЯ



Статьи »




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика