Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

Юлий Райзман

Юлий Райзман

Райзман Юлий Яковлевич (15.XII.1903 - 11.XII.1994) - советский режиссёр и кинодраматург. Народный артист СССР (1964) и народный артист Латвийской ССР (1949). Учился на литературно-художественном факультете Московского университета. В 1924 поступил литературным консультантом на киностудию "Межрабпом-Русь". Вскоре стал ассистентом режиссёра.

Первая режиссёрская работа Юлия Райзмана - фильм "Круг" (совместно с А. Гавронским, 1927). Фильм был основан на современном материале и решался в традициях бытовой кинодрамы. Следующая работа - фильм "Каторга" (1928) о царском остроге в Сибири, поставлен в другой художественной манере, исполненной повышенного драматизма. Отдельные кадры и сцены (оператор Л. Косматов) близки экспрессионистической графике. "Каторга", развивавшая традиции нового, революционного кинематографа, имела большой успех за рубежом.

На рубеже "немого" и звукового кино вышел фильм Райзмана "Земля жаждет" (1930), озвученный шумами и музыкой. Режиссёр продолжал здесь поиски нового материала и приёмов его образного решения. Действие фильма развёртывалось в пустыне, куда приходит отряд молодёжи, чтобы дать воду земле. Главная тема фильма - романтика подвига.

В 1935 Юлий Райзман поставил фильм "Лётчики" о жизни рядовой лётной школы, особое внимание он уделил разработке "второго плана", передающего дыхание больших событий. В этом фильме Райзман проявил себя как режиссёр, глубоко и тщательно работающий с актёрами, строящий действие на развитии характеров (начальник школы Рогачёв - Б. Щукин).

С постановки историко-революционного фильма "Последняя ночь" (1937; Гос. пр. СССР, 1941) начинается содружество Юлия Райзмана и сценариста Е. Габриловича.

    Сцен. Е. Габрилович и Р., гл. операт. Д. Фельдман, худ. А. Уткин, комп. А. Веприк. В гл. ролях: И. Пельтцер (Захаркин, отец), М. Яроцкая (Захаркина, мать), Н. Дорохин (Пётр), А. Консовский (Кузьма), Н. Рыбников (Леонтьев, фабрикант), С. Вечеслов (Алексей, его сын), Т. Окуневская (Лена, его дочь), В. Грибков (Михайлов, предревкома).

Московское восстание, о котором рассказывал фильм, раскрывалось через судьбы его участников. Фильм показывал события одной ночи, происходившие в семьях рабочего и фабриканта. Действие на экране приобретало исторический масштаб благодаря остроте социальных характеристик, глубокой разработке образов, воссозданию атмосферы событий. Райзман привлёк в кино актёра МХАТа Н. Дорохина, исполнителя роли матроса-большевика Петра Захаркина. Фильм получил "Гран при" на Международной выставке в Париже (1937).

Ещё до начала Отечественной войны Илий Райзман вместе с Габриловичем начал работать над фильмом "Машенька" о простой русской девушке; фильм вышел на экран в 1942 (Гос. пр. СССР, 1943).

    Сцен. Е. Габрилович, операт. Е. Андриканис, худ. И. Шпинель, М. Тиунов. В ролях: В. Караваева (Машенька), М. Кузнецов (Алёша), Д. Панкратова (Клава), В. Алтайская (Вера), Н. Гриценко (Коля).

Герои этого фильма, завоевавшего широкое признание зрителей, исполнены лирики, они внешне скромны, неприметны, но в критические минуты жизни проявляют незаурядную душевную силу. (Роль Машеньки с большим обаянием сыграла молодая актриса В. Караваева). Точные приметы и детали времени определяли жизнь молодёжи на рубеже мира и войны.

В годы войны Юлий Райзман поставил фильм "Небо Москвы" (1944) о советских лётчиках и снял полнометражный документальный фильм "Берлин" (Гос. пр. СССР, 1946).

Комедия "Поезд идёт на Восток" (1948) отмечена рядом актёрских удач и высоким режиссёрским мастерством. Затем Райзман ставит биографический фильм "Райнис" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), в котором судьба замечательного латышского поэта тесно связана с революционным движением в Латвии. В 1951 Райзман экранизировал роман С. Бабаевского "Кавалер Золотой звезды" (Гос. пр. СССР, 1952; Большая пр. на VI Мкф. в Карлови-Вари).

Новый период творчества Юлия Райзмана начинается с постановкой фильма "Урок жизни" (1955, сцен. Е. Габриловича) о судьбе талантливого инженера Ромашко (актёр И. Переверзев), противопоставившего себя людям. Фильм поднимал ряд серьёзных жизненных проблем и утверждал достоинство рядового советского человека. Центральное место в фильме занял образ грандиозной стройки на берегах великой реки.

Фильм "А если это любовь?" (сцен. Райзмана совм. с И. Ольшанским и Н. Рудневой, 1962) граждански смело и остро ставил моральную проблему ответственности старшего поколения за судьбы молодёжи. Свободные и естественные композиции кадров, характерные для режиссёрского стиля Райзмана, "второй план" действия определяли художеств, своеобразие этого фильма.

К 40-й годовщине Октября Юлий Райзман поставил фильм "Коммунист" (1958) - одно из самых замечательных произведений советского кино 50-х гг.

    Сцен. Б. Габрилович, операт. А. Шеленков, И. Чен, худ. М. Богданов, Г. Мясников, комп. Р. Щедрин. В гл. ролях - Б. Смирнов (В. И. Ленин), Е. Урбанский (Василий Губанов), С. Павлова (Анюта), Е. Шутов (Фёдор), С. Яковлев (Денис Иванович).

Историко-революционная тема раскрывалась авторами в неожиданном ракурсе. На экране предстала стройка первой электростанции, осуществляемая Советской властью. Фильм раскрывал героический смысл будней 1919 года. Герой фильма коммунист Василий Губанов продолжал традиционную для советского искусства тему рядовых революции. Вместе с тем его образ заключал в себе новые черты - подчёркнуто скромная работа оттеняла легендарность и трагизм судьбы героя. Режиссёр остаётся верен присущей ему глубине и тонкости в раскрытии духовной жизни людей. Героика, легендарность и психологическая достоверность сочетались в игре исполнителя главной роли Е. Урбанского, которого, как и ряд других крупных актёров, Райзман ввёл в кино. Фильм был удостоен 1-й премии и премии за режиссуру на II Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1959).

Продолжая творческое содружество с Е. Габриловичем, Райзман ставит фильм "Твой современник" (1968), героем которого является сын Василия Губанова. Связь между двумя работами Райзмана - "Коммунист" и "Твой современник" - заключена в характерах людей, ответственных перед обществом, стремящихся решить главные вопросы дня. Режиссёрское мастерство Юлия Райзмана в этом фильме подчёркнуто публицистично. Диалоги фильма исполнены гражданского содержания. "Словесное действие" становится главным.

Творческий путь Юлия Райзмана в целом и каждый его фильм в отдельности тесно связаны с современностью, с общественными процессами в жизни и искусстве, что определяет материал и форму его произведений. Режиссёрское искусство Юлия Райзмана на разных этапах последовательно следует в реалистическом направлении, открывая в нём новые возможности и свойства.

Другие фильмы Юлия Райзмана:

  • 1932 - "Рассказ об Умаре Хапцоко";
  • 1940 - "Поднятая целина" (по М. Шолохову);
  • 1944 - "К вопросу о перемирии с Финляндией" (Гос. пр. СССР, 1946).

Статьи » Юлий Райзман




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика