Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

К 100-летию со дня рождения С.А.Герасимова

ВСПОМИНАЯ МАСТЕРА

Да, он был блистательным мастером, человеком потрясающего обаяния, выдающейся личностью. Государственным умом,дипломатом, эрудитом, прекрасным оратором, способным держать аудиторию своим отнюдь не "поставленным", незабываемым голосом. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, академик Академии педагогических наук, доктор искусствоведения, всемирно прославленный режиссёр, сценарист, актёр, любимый Учитель многих поколений кинематографистов, создавший свою Школу талантов. Его именем "окрещён" Всесоюзный Государственный институт кинематографии, ВГИК, где он, вместе с Тамарой Фёдоровной Макаровой, женой, сподвижницей, и, наверное, всё-таки первой красавицей советского кино (хотя и Любовь Орлова, и Марина Ладынина, и Лидия Смирнова, и Зоя Фёдорова, и Вера Марецкая, и Елена Кузьмина, и Татьяна Окуневская, и Валентина Серова, и Людмила Целиковская, и многие другие звёзды нашего "классического" экрана были неповторимо прекрасны), преподавал в течение многих десятков лет.

В четырёхтомнике трудов Герасимова напечатан полный список учеников объединённой мастерской режиссёра и актрисы.

Кстати, сама идея объединения студентов двух факультетов принадлежит, в сущности, именно Герасимову, полагавшему, что стремление к заметности режиссёрского начала, сложности, эффектности изобразительного почерка заслоняет от художника главное: человеческое начало в искусстве, которое и должны доносить до зрителя актёры. "Вы пришли учиться в мастерскую, где творчеству актёра придаётся первостепенное значение, где воспитывают актёрских режиссёров,"- говорил он. Количество имён в этом списке выпускников мастерской огромно, перечислить все просто невозможно. Назовём лишь некоторые: Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Татьяна Лиознова, Самсон Самсонов, Василий Ордынский, Инна Макарова, Вера Марецкая, Клара Лучко, Людмила Шагалова, Наталья Фатеева, Николай Рыбников, Алла Ларионова, Кира Муратова, Людмила Гурченко, Николай Губенко и Жанна Болотова, Лариса Лужина, Лидия Федосеева, Борис Токарев, Наталья Аринбасарова, Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова, Сергей Никоненко, Жанна Прохоренко, Николай Еременко, Галина Польских, Наталья Бондарчук и Наталья Белохвостикова, Лариса Удовиченко... (Многих не назвала, простите, ради Бога!).

Да это же целый кинематограф! И всех Сергей Аполлинариевич всю жизнь пестовал, помогал, часто снимал в своих фильмах, ему можно было позвонить с любым вопросом и даже просьбой. Он решительно защищал своих питомцев, так, к примеру, добился выхода на большой экран фильма Юрия Кары "Завтра была война". И таких примеров десятки, не говоря уже о поддержке, которую он оказывал многим своим коллегам, ведь авторитет его и у начальства был очень высок.

Стоявшим у руля нашего кинематографа, видимо, было "по душе", что Герасимов во всех своих фильмах был абсолютно "правильным" режиссёром. Он всегда пламенно отстаивал завоевания социалистического строя, идеалы нового, рождённого этим строем советского человека, воспевал его трудовые и военные подвиги. Стоит вспомнить такие его фильмы, как "Семеро смелых", "Учитель", "Молодая гвардия". Причём делал это искренно, со всей страстью души человека, убеждённого в единственно правильном пути, по которому шла наша страна, что не мешало ему, разумеется, видеть определённые жизненные сложности, противоречия и отклонения от взятого государственного идеологического курса. "Пафос главного никогда не должен уступать пафосу второстепенного. Таким главным для всех нас является борьба за коммунистическую сущность человека. Именно это составляет истинное содержание всей жизненной борьбы современников, хотя проявляется в самых различных масштабах и в бесконечном разнообразии жизненных форм". Он был в этом незыблемо убеждён. В этом же духе он воспитывал учеников, в которых видел своих единомышленников. У него были тайные недоброжелатели, противники, завистники. Что не мешало ему жить и творить так, как подсказывали ум и сердце. Его любили зрители, потому что в картинах режиссёра (а три из них можно безусловно отнести к мировым шедеврам - это "Молодая гвардия", "Тихий Дон" и "Лев Толстой", где с поразительным проникновением в мир и характер русского гения и портретным сходством с великим старцем он сыграл заглавную роль) никогда не было вот этого грязненького, изнаночного или просто-напросто безумного, что вскоре заполонит отечественный экран.

Он и в жизни был человеком достойным своей всенародной славы. Когда они с Тамарой Фёдоровной появлялись во ВГИКе - подтянутые, стройные, спокойственные, внимательные ко всему и всем, будущие "светила" немедленно сползали с подоконников, гасили сигареты и непроизвольно вытягивались "во фрунт". Будучи человеком дисциплинированным, я не решалась пропускать лекции и, к сожалению, не побывала на занятиях мастерской. Но я помню, как читал Герасимов свой сценарий "Сад и весна", впоследствии ставший фильмом "Журналист". Трёхсотая аудитория была забита ребятами до отказа, некоторые чуть ли не висели на потолке. Это был великолепный театр одного актёра.

От этюдов, которые делали герасимовцы на первом и втором курсах (они большей частью сочиняли их сами), на третьем и четвёртом курсах студенты перешли к композициям, поставленным по произведениям классики. "Гамлет", "Анна Каренина", "Война и мир", "Братья Карамазовы"... Это, разумеется, далеко не всё. Спектакль "Красное и чёрное" (выпуск 1971 года) вскоре был с успехом перенесён на всесоюзный экран - в нём ярко сыграли Николай Ерёменко, Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова...

На нашем параллельном киноведческом курсе училась племянница Тамары Фёдоровны Эмма Макарова. Мы были дружны.

Эмма и Артур Макаров (её брат, известный сценарист), носящие отчество, производное от Сергея, были детьми младшей сестры Тамары Фёдоровны. Эмма родилась в ссылке, в Средней Азии, где отбывала срок за мужа Людмила Фёдоровна, с которой мы тоже подружились. Я иногда бывала в гостях у Герасимовых, видела, каким удивительно компанейским, остроумным, весёлым, душой застолья (традиционные пельмени и пр.) был Сергей Аполлинариевич. А ведь жизнь-то у него была очень непростой. Когда-то, ещё в молодости, он чудом перенёс неизлечимую болезнь... Никогда не скажешь, глядя на его многочисленных фэксовских героев (начинал он свой творческий путь в Ленинграде, с Г.Козинцевым и Л.Траубергом), на его "комильфотного" Незнакомца из "Маскарада".

...В ноябре этого года исполнится 20 лет со дня смерти Сергея Аполлинариевича. Умер он совершенно неожиданно: положили вроде бы на обследование. Через три дня перевели в реанимацию и - конец. Он закончил "Толстого", был в хорошей форме... Макарова панически боялась врачей. Он умер незадолго до Чернобыля и до исторического V съезда кинематографистов (эти события фактически совпали по времени), на котором начался разгром советского кино. Многие полагают: был бы жив Герасимов, этого не случилось бы. Слишком большим влиянием пользовался он даже среди ниспровергателей.

Но закончить хочется светлой нотой. Он родился на Урале, в Челябинской области. Отец купил хутор неподалёку от Миасса, который стоит на реке Миасс. Обыкновенное деревенское детство, наверняка счастливое, память о котором всегда звала его навестить знакомые места. И он не раз бывал на родине, снимал там многие сцены "Журналиста". Ну, а потом был Ленинград... А близко познакомились они с Макаровой на съёмках фильма "Чужой пиджак" (по В.Каверину).

Ехали в Белгород. На вокзале к ней подошёл молодой, но уже известный актёр. Он ехал тем же поездом. Звали его Сергей Герасимов...

В следующем, 2006 году - сто лет со дня его рождения.

Людвига Закржевская.



Статьи »




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика