|
||||||
|
||||||
|
Балет Шакунтала, либреттоПредлагаем Вашему вниманию либретто балета Шакунтала, в трех действиях с прологом. Либретто Б. Зданевича по мотивам, драмы Калидасы "Шакунтала". Постановка Е. Тангиевой-Бирзниек. Художник Э. Вардаунис. Первое представление: Театр оперы и балета Латвийской ССР, 28 декабря 1963 г. Действующие лица: Канва, старый отшельник. Шакунтала, приемная дочь Канвы. Анасуйя и Приамвада, подруги Шакунталы. Душианта, царь. Бхарата, сын Шакунталы и Душианты. Мандобио, шут царя. Дурваса, гневный мудрец. Лань. Два рыбака. Вадрасена, начальник царской свиты. Отшельники, отшельницы. Царские охотники, свита, стражники. Крестьяне, ремесленники, торговцы. Мальчики (сверстники Бхараты). Молодой царь Душианта с друзьями и свитой отправляется на охоту. Его искусство владения луком вызывает восхищение охотников. Один только шут Мандобио недоволен. Он устал от скитаний по лесам, ему милей покой и уют дворца. В заповедном лесу расположилась обитель отшельников, возглавляемая Канвой. Его приемная дочь, молодая и прекрасная Шакунтала, так ласкова и нежна, что даже звери лесные дружат с ней. Ей одной доверен священный светильник, от которого зажигают огонь для молитвенных обрядов. Подруги Шакунталы - Анасуйя и Приамвада - веселые, резвые девушки. В отличие от задумчивой, мечтательной Шакунталы, они любят игры, шалости. Лес оглашается звуками приближающейся охоты. В заповедную пустынь вбегает разгоряченный охотой Души-анта, преследующий лань. Натянутая тетива лука застывает в руках царя. Он увидел сверкающую красотой Шакунталу, прикрывающую собой испуганную лань. Как завороженные, глядят друг на друга Шакунтала и Душианта. Шакунтала подходит к Душианте, поднимает выпавшую из его рук стрелу и вкладывает в колчан. В сердце царя и приемной дочери отшельника рождается чувство любви. В поисках царя вбегает группа охотников. Нехотя, не выказывая к ним никакого интереса, Душианта, как бы очнувшись от сна, уходит с ними. К Шакунтале подходят ее подруги Анасуйя и Приамвада и расспрашивают о встрече с незнакомым охотником. Погруженная в воспоминания и мечты, Шакунтала остается одна. Сюда возвращается Душианта. Он говорит девушке о любви и находит в ней отклик своему чувству. Они углубляются в лесную чащу. Только тогда, когда Душианту окружает его свита и воздает ему почести, Шакунтала узнает, что ее возлюбленный - царь. В знак своей любви, в залог верности Душианта снимает с руки драгоценный перстень и надевает его на руку Шакунталы. Этим он подтверждает клятву о том, что Шакунтала будет его супругой. Душианта со свитой удаляется. В лесную обитель приходит гневный мудрец Дурваса. Его встречают как самого почетного гостя. Вся во власти недавних событий, потрясших ее душу, Шакуйтала забывает обо всем окружающем, даже о священном светильнике. Дурваса обрушивает свой гнев на возлюбленную царя. Он предвещает ей несчастье: тот, кого она любит, покинет ее. Прошло немного дней. Шакунтала собралась в путь к своему нареченному. Она обходит места своего детства, прощается с деревьями, цветами, лианами, с любимой ланью, которая, ухватив за край ее платья, не хочет отпускать ее. Анасуйя и Приамвада облачают Шакунталу в прекрасные одежды и по обычаю вплетают ей в волосы цветы дикого жасмина. Шакунтала прощается с Канвой, с подругами, совершает жертвоприношение и отправляется в путь. Ночь застает ее на берегу реки. Спутники ее располагаются на ночлег, а она, мечтая о близкой встрече с Души-антой, подходит к реке и любуется драгоценным подарком- перстнем редкой красоты. Внезапно перед ней как тень вырастает Дурваса. Гневный мудрец проклинает Шакунталу и подтверждает свое страшное прорицание. В страхе Шакунтала роняет кольцо в реку. Так начинает сбываться заклятие Дурвасы. Царский дворец. Душианта с нетерпением ждет Шакунталу. Придворные не понимают, что происходит с царем. Даже остроты любимого шута Мандобио не могут отвлечь Душианту от мыслей о встрече с любимой. Внезапно над дворцом возникает тень гневного мудреца. Мстя Шакунтале за забвение священного светильника, Дурваса лишает Душианту памяти. И когда, наконец, во дворец входит Шакунтала, Душианта не узнает ее. Он с ^изумлением смотрит на девушку, на ее спутников., Она напоминает ему об их встрече, охоте, о лесной лани, старается воскресить в его памяти короткие часы их любовной встречи, его клятвы. Все напрасно. В отуманенном проклятьем сознании царя мелькают только какие-то неясные обрывки воспоминаний, которые он пытается соединить в целую картину. Увы, это ему не удается. Если бы он увидел подаренный Шакунтале перстень, он вспомнил бы все. Но перстень поглотила река. В отчаянии Шакунтала проводит руками по волосам и роняет на землю цветы жасмина. По ним шут Мандобио узнает Шакунталу и напряженно всматривается в лицо царя. Нет, царь не знает этой женщины. Память ему ничего не подсказала. Рыдая, Шакунтала покидает дворец. Прошло несколько лет. В город на праздник спешит народ. В толпе у городских ворот - два рыбака. Они показывают огромную рыбу, пойманную недавно в реке. Из пасти рыбы выпадает сверкающий перстень. Стража схватывает рыбаков и приводит к царю. При взгляде на перстень Душианта освобождается от заклятия гневного мудреца, в его сознании возникает образ Шакунталы. Он вспоминает все. Не теряя времени, Душианта пускается в путь на поиски любимой. Много дней провел Душианта в пути. В лесной глуши, у порога бедной хижины Шакунтала поет колыбельную у постели сына. Утро. На поляну выходит Душианта. Обессиленный скитаниями и тщетными поисками, он падает от усталости. На поляну вбегают играющие в охоту мальчики. Один из них, самый стройный и ловкий, привлекает внимание Душианты. В нем он узнает себя. Вместе с мальчиком Душианта направляется к хижине, где тот живет с матерью. Притаившаяся Шакунтала видит своего любимого и их сына Бхарата. Радостная, обретшая, наконец, счастье, она протягивает руки к сыну и мужу, а они заключают ее в объятия. Л. Энтeлиc
Статья "Балет Шакунтала, либретто" из раздела Балетные либретто
|
|
||||