Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

Балет Ригонда, либретто

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Ригонда". Балет "Ригонда" в трех действиях. Композитор Р. Гринблат. Либретто А. Бирнсона, Е. Тангиевой-Бирзниек, Ю. Слонимского по мотивам романа В. Лациса "Потерянная родина". Постановка Е. Тангиевой-Бирзниек. Художники Э. Вардаунис, Б. Гоге.

Первое представление: Рига, Академический театр оперы и балета Латвийской ССР, 12 сентября 1959 г.

Действующие лица: Ако. Нелима. Хитахи, старейшина острова. Плантатор. Сэм, корабельный юнга. Грэйн, руководитель рабочих европейского порта. Кончитта, молодая работница. Владелец яхты. Его подруга. Три девушки. Негр.

Цветущий остров Ригонда, затерявшийся в безбрежных просторах океана. Раннее утро. На пустынном берегу встречаются Нелима и Ако. Они любят друг друга. Недавно зародившееся чувство целиком поглощает их. Они не замечают, как с пробуждающимся днем берег становится все более людным. Среди островитян - всеми уважаемый старейшина Хитахи. По обычаю, существующему с незапамятных времен, влюбленные рассказывают ему и окружающим их людям о своем желании стать мужем и женой. Все радостно их поздравляют. Следует живая танцевальная сцена. Кто-то первым заметил в море какой-то корабль. Второй, третий подняли ладони козырьком над глазами. Корабль подошел к берегу. Друзья или враги? Враги!

Грубо расталкивая островитян, бесцеремонно щупая мускулы молодых мужчин, прибывшие на корабле сразу обнаруживают свои намерения: их привлекает не красота тропического острова, а его богатство; не кротость и мягкость этих незлобивых людей, а рабочая сила. Угрожая оружием, они сгоняют в центр круга самых сильных юношей. Среди них и Ако. Он пытается вырваться из вражеских рук, но его уводят на корабль. Безгранично отчаянье Нелимы. Простирая руки к уходящему кораблю, она рыдает и, обессиленная горем, падает.

Для Ако началась новая, полная превратностей жизнь. Корабль уносит его все дальше и дальше от родного берега. Одни относятся к Ако враждебно, другие - безразлично. Только юнга Сэм с первой же встречи проникся к Ако симпатией. Веселый нрав Сэма, неистощимого на шутки - единственная радость для невольника, большую часть суток проводящего в трюме. Корабль, на котором томится Ако, приходит, наконец, в европейский порт.

Всегда шумный, оживленный порт поражает своей застылостью. Моряки и портовые грузчики бастуют. Среди них Грэйн, опытный, умный вожак. К этим борющимся против насилия и несправедливости людям пробирается бежавший с корабля Ако. Первыми замечают почти голого, смуглого юношу три девушки, дочери моряков. Они указывают ему, как обойти полицейские пикеты. Грэйн протягивает руку молодому островитянину - отныне у Ако есть верный друг.

Прошло несколько лет. Где только ни побывали Грэйн и Ако за эти годы, по каким морям и океанам ни плавали! Может быть, совсем рядом была Ригонда, по которой так тосковал Ако.

Но Ако ничего кроме названия своего родного острова не знал. Может быть, европейцы по-другому называют эту крохотную точку, еле заметную на географической карте. Много раз Ако рассказывал Грэйну о том, как выглядит Ригонда, но даже опытный моряк был бессилен помочь своему другу. Только один Плантатор знал координаты Ригонды. Но разве у него, зверя, узнаешь?

Судьба забросила Грэйна и Ако в портовый бар. В сутолоке танцев под оглушительную музыку Грэйну и его товарищам легче поговорить о многом, что не всем надо знать, а особенно Плантатору и его шайке. У Ако уже много друзей. Очень ласково, как к брату, относится к нему красавица Кончитта. Она знает историю жизни Ако и полна сочувствия к нему и оставшейся на далеком острове Нелиме. В бар входит Плантатор. Увидев пляшущих моряков, грузчиков, работниц, а среди них негра с белой девушкой, он с кулаками набрасывается на ненавистного ему "чернокожего". Внезапно перед ним вырастает Ако, ставший на защиту негра. Вот где, наконец, Ако может дать волю ненависти к человеку, погубившему стольких островитян, исковеркавшему жизнь Ако и Нелиме. Ако всем рассказывает о преступлениях Плантатора на Ригонде и требует, чтобы он указал расположение острова. И тогда Плантатор вынужден открыть тайну.

Действие переносится на палубу яхты миллионера, который в обществе возлюбленной, своры бездельников и веселых девиц совершает прогулку на далекие острова.

Устав от развлечений, светское общество не знает куда себя девать. Особенно томится от скуки дама хозяина яхты. Красивый островитянин привлек внимание пресыщенной красавицы и она недвусмысленно дает ему понять это. Но Ако противна вся эта публика, а вместе с ней и предприимчивая красотка.

Ако всматривается в океанскую даль и замечает на горизонте еле виднеющуюся полоску суши. Это Ригонда! В следующее мгновение Ако уже плывет к своему острову.

Наконец-то он ступает на родную землю. Его окружают родные, близкие. А вот и Нелима. Но как они все изменились, как иссушил их, недавно еще свободных людей, рабский труд. Ако рассказывает им о том, что видел, что понял за годы своих странствий; он пробуждает в душах простых и чистых людей волю к свободе, борьбе. Каждое слово Ако рождает отклик в толпе островитян. И когда показываются белые "хозяева чужой земли", народ настойчиво требует своих прав.

Увидев среди подступающей толпы Ако, его заклятый враг Плантатор отдает своим телохранителям приказ стрелять. Одной из первых жертв падает Нелима. Ако поднимает на руки погибшую подругу. Его горе, горе всего острова перерождается в силу, которая поможет народу сбросить иго плантаторов и освободить остров Ригонду.

Л. Энтeлиc

Статья "Балет Ригонда, либретто" из раздела Балетные либретто




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика