Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

Либретто балета "Клоп"

Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Клоп". Хореографический плакат в двух действиях. Композиторы Ф. Отказов и Г. Фиртич. Либретто (по мотивам произведений В. Маяковского) и постановка Л. Якобсона. Художники А. Гончаров, Ф. Збарский, Б. Мессерер, Т. Сельвинская. Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, 24 июня 1962 г.

Действующие лица: Поэт. Зоя. Присыпкин. Эльзевира Ренесанс. Папаша Ренесанс. Мамаша Ренесанс. Баян. Смерть. Матрос. Боксер. Его дама. Тапер. Его дама. Франт. Его дама. Фокстротист. Его дама. Певица. Гулливер. Лилипуты.

Занавес уходит. Перед зрителями возникает во весь рост фигура Поэта. В его сознании проносятся мысли, образы: "Сегодня бьются государство с государством, шестнадцать отборных гладиаторов".

Как в кошмаре проходят эпизоды мировой бойни: "Выбежала Смерть и затанцевала на падали". Поэт поднимает руку на Смерть, на войну. Бросает вопрос: за что воюем?

Идут толпы, смыкаются в шеренги, все тверже, уверенней шаг!

Идут на штурм проклятого мира, породившего войны, голод, бесправие.

Штурм Зимнего! Пал Зимний!

В панике бегут помещики, купцы, попы, заводчики. И вот уже звучит "Левый марш". Под его железный ритм движутся отряды моряков-балтийцев, солдат, рабочих. С ними Поэт. Рослый, сильный, плечистый.

"Кто там шагает правой? - Кто это? Да ведь это Присыпкин! И забегал по огромному матрацу, приняв свой гнусный клопиный облик Присыпкин. Обрадовался! Уцелел!

А вот Зоя Березкина. Чистая, светлая, подхваченная могучим вихрем революции, в которую верит.

Рядом с ней возникает Присыпкин. Суетится, пыжится, прикидывается человеком. Зоя поверила. Что-то теплое, ласковое шевельнулось в груди.

Присыпкин рад: клюнуло! Пуще прежнего суетится прифокстроченный герой. И тут выходит Поэт. Гневное, страшное лицо. Грозовое! Он бьет наотмашь Присыпкина.

Островок "красивой жизни" - парикмахерская папаши, мамаши и дочки Ренесансов. Эльзевира Ренесанс в неслыханном туалете прямо сквозь витрину ринулась к Присыпкину. Мгновение - и обмерла в его объятиях. Они созданы друг для друга!

Зоя видит это. "Наша любовь ликвидирована",- объясняет ей Присыпкин. Какой болью, какой яростью искажается лицо Поэта! Он идет по улице, полный ненависти ко всем присыпкиным и ренесансам.

Победа! Конец гражданской войне. Нэп. Копошится, потягиваясь, позевывая, крестясь, замшелое мещанство. Присыпкин тут как тут!

Изо всех щелей вылезли клопы поглядеть, принюхаться, поахать: "Вот люди живут!"

Помолвка Эльзевиры Ренесанс и Пьера Скрипкина (бывшего Присыпкина). Зоя увидела. Все поняла. Поняла, что приняла клопа за человека. Нестерпимо стало на душе! Нельзя, невозможно жить с таким грузом.

На помощь рванулся Поэт. Но поздно! Ушла из жизни Зоя Березкина. Чистая, ясная, до конца преданная революции.

А нэп ликует! Огни реклам, пошлые песенки, фокс-тротцы с полечками вприпрыжку.

Умопомрачительное бракосочетание Эльзевиры и Пьера.

Ненавистью и сарказмом дышат лицо, каждое движение Поэта. Он видит, как в конвульсивных танцах млеют нэпманские пары, как лихо, вовсю старается Тапер.

Венец, кульминация вечера - молодых ведут к огромной, в полсцены кровати.

Содрогаясь от отвращения, Поэт закуривает и подносит спичку к какому-то тряпью - усладе нэпманских глаз. Все вспыхивает! Корчатся клопы, разбегаются, их настигает и испепеляет пламя.

Так пламя очищает землю. И земля радостно вздыхает полной грудью. На сцене возникает метафорическое напоминание о годах гражданской войны. Проходят, пыжась и надменно поглядывая на зрителей, незадачливые военачальники Антанты. Рядом с колоссом - революционной Россией, они - пигмеи, лилипуты. Земля очищена и от этой нечисти.

Идет стройка. Люди воздвигают новый дом, новую жизнь. Восходит солнце. Но не обычное, а огромное, в полгоризонта.

Л. Энтeлиc

Статья "Либретто балета "Клоп"" из раздела Балетные либретто




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика