Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

Петр Ершов и современный театр

Почему театральное общество замалчивает гениальные открытия П.М. Ершова в сфере сценического искусства?

У нас принято воспринимать высказываемые человеком мысли через призму его регалий и званий. Рассмотреть истину сквозь такие "очки" трудно. Неудивительно, что начавшаяся когда-то дискуссия "Кнебель - Ершов" закончилась в пользу М.И. Кнебель (в том смысле, что театр пошёл по пути указанному Марией Иосифовной). Конечно, это не удивительно - она училась у Станиславского, а кто такой Петя Ершов? Обыкновенный провинциал.

Однако открытия, сделанные П.М. Ершовым, не перестали быть открытиями, оттого, что не признаны многими. Но с другой стороны имя Ершова в театре сегодня почти не упоминается. Театральное общество как бы обходит стороной открытую им науку о театре. Ершовым пугают студентов, замалчивая или искажая существование науки, начало которой положил К.С. Станиславский, а развил П.М. Ершов.

Ершов стал главным, говоря современным языком, достойным "пиарщиком" и продолжателем Станиславского, разъясняя и гармонично развивая его открытия, логически опираясь в собственных выводах на сделанные Константином Сергеевичем предположения. Все читали книгу В.О. Топоркова "Станиславский на репетиции" (в которой рассказано о последних годах работы Станиславского, когда были сделаны существенные открытия так же незамеченные театром), но мало кто знает, что одним из первых слушателей Топоркова (когда тот приходил с репетиций от К.С.С. и рассказывал о них) был Петя Ершов.

Современный театр, сделавший Станиславского своим идолом на самом деле очень далёк от Станиславского и его системы (о настоящем Станиславском подробно рассказывает А. Смелянский в своих ТВ передачах). Не случайно в сегодняшнем театре всё большее значение приобретает сценография, трюк, музыкальное оформление, чтоб прикрыть и украсить однообразную речь актёров. А собственно на долю "действия", правдивого человеческого поведения очень мало остается места в спектакле.

Да и само представление о процессе "действия" у современного актера очень упрощённое! Много кричат на сцене (крик актёры, наверное, понимают под "действием"?), демонстрируя бурные страсти (например, спектакль "Король Лир" в театре Сатирикон). Не понимаю, как может зритель сопереживать крику? Разве, когда на вас кричат можно сопереживать? А зритель, который думает, что это и есть настоящий театр или навсегда получает прививку отвращения от него или радуется самой банальной радостью - от встречи с любимым актёром вживую или просто наблюдает за сюжетом пьесы, который мало читающему поколению, почти всегда неизвестен. Вот зритель современного тетра сидит и "балдеет", что любимый актёр тут перед ним трудится, а режиссёр так много всего напридумывал эффектного - только вздрагивай. А где живой человек? Где персонаж, за поведением которого, за жизнью которого на сцене наблюдать интересно? Таких работ столь мало, что можно по пальцам пересчитать, но "похвала театру" не является предметом данного "вопля" (похвал и так у нас достаточно), поэтому придётся сдержаться от их описаний.

Постоянно говорится в театре о кризисе театральной педагогики. Но ещё не один театральный ВУЗ не предложил достойного выхода из этого кризиса. Наоборот каждый считает, что у них- то в училище всё хорошо. И продолжают каждый на свой лад трактовать систему К.С. Станиславского и не замечать открытий П.М. Ершова, которые для студентов могли бы стать большим подспорьем в трудном процессе обучения актёрской профессии.

Вы только попробуйте провести сравнительный анализ учебника по актерскому мастерству и режиссуре Б.Е. Захавы и, например книги П.М. Ершова "Технология актёрского искусства". И сразу станет ясно как устарели программы актёрских училищ в основе которых до сих пор учебник составленный Б.Е. Захавой.

Станиславский когда-то мечтал, чтоб у актёра, как и у музыканта, были свои гаммы. Ершов открыл эти "гаммы", (увидел и дал название тому, что существует в жизни вокруг нас)! Они давно существуют. АУ! Преподаватели Театральных ВУЗов! Где вы? Пользуйтесь!

Как у художника есть названия цвета для их отличения друг от друга, так и у актёра, есть специальные названия для разных "действий", теперь актёру есть что тренировать и он может до бесконечности разнообразить собственную палитру умений "действовать" на сцене. А не просто вообще раскачивать собственную эмоциональную сферу. И что же?! Хоть один студент театрального ВУЗа знает о существовании, например, одиннадцати опорных словесных действий (по аналогии их можно сравнить с семью нотами в музыке, из которых создаётся бесконечное разнообразие мелодий)? А открытые П.М.Ершовым пристройки "сверху" и "снизу" уже используют, но приписывают народному творчеству. И это только малая толика оригинальных идей Петра Михайловича.

Вы скажете, сколько лет обходились, а талантов, ярких индивидуальностей меньше не стало. Во-первых стало, а во вторых посмотрите любой сериал, где профессиональная безграмотность молодого современного актёра вопиёт! В основном актёры пользуются "действиями" "упрекать", "звать" и "отделываться", преходящими в обычную ругань, и лишь иногда звучат "действия" - "удивлять", "ободрять". А актёры старого поколения, снимающиеся в сериалах, оказавшись без поддержки хорошего режиссёра и ограниченные в дублях, тоже выглядят не лучшим образом.

Во-вторых, настоящий талант почти всегда работает по системе (до которой ему приходится доходить своим умом методом проб и ошибок), потому что стремится к правде и к природе. Ведь и Станиславский и Ершов для того создавали свою систему чтоб найти этот путь к правде и природе а считывали они её с великих актёров, произведений классики живописи, литературы и т.п. и окружающей жизни.

И у мастеров бывают неудачные спектакли и грубые ошибки. Очень прискорбно слышать, когда замечательная, очень уважаемая мной актриса А. Р. в фильме "Тарас Бульба" делает три ударения в фразе из трех слов. Что это? Элементарная актёрская техническая безграмотность. Такого бы никогда не произошло, если бы актриса была знакома с "лепкой фразы". И. Смоктуновский по собственному признанию иногда играл отвратительно, хоть и зал этого, как правило, не замечал.

А почему на актерском курсе редко бывает одновременно много, ярких индивидуальностей? Одна из причин в том, что обучение строится на эксплуатации таланта молодого человека и на дрессуре, а не в опоре на самостоятельность и четкие критерии оценки - вместо критериев - одобрение или укор Мастера. Так и пыжатся студенты пять лет, чтоб понравиться комиссии.

Современный студент не умеет себя оценивать сам, он вечно зависит от того понравится ли его работа Мастеру. А других критериев оценки в сегодняшней общепринятой театральной педагогике просто нет (хотя на самом деле-то они существуют) так как нет актёрской технологии, педагогу нечему учить кроме как копированию собственного набора приемов.

Количество несчастных судеб на актерском и режиссерском курсах можно было бы значительно уменьшить и повысить квалификацию современного артиста, и режиссёра, если бы их обучали с помощью книг П.М. Ершова "Технологии актёрского искусства", "Искусство толкования", и др. , с помощью методики специально созданной для освоения знаний умений и навыков так необходимых актеру в его профессиональной деятельности.

Современный театр, будто бы, боится узнать почему у него что-то получается хорошо, а что-то совсем не получается. Современный театр делает вид будто бы, не понимает - зачем театру нужно укорачивать время, отведённое на постановку спектакля, за счёт исключения длинных разговоров о "действии" и чувстве, заменив их на тренировку и пробы самого этого "действия", зачем актеру необходимо понимать чем отличается одно "действие" от другого, и почему пьеса может быть сыграна одни ми и теми же актерами в разных вариантах.

Художники всего мира смогли договориться, что цвета спектра они будут называть так-то и так-то, а актёры и режиссеры - каждый сам себе хозяин - и не имеют до сих пор одного, понятного всем заинтересованным, языка для названия сценических "действий" (повторюсь ещё раз - язык то давно создан, только его принято не замечать). России бы гордиться, что этот язык их соотечественник открыл и распространять опыт по всему миру. Да видно придётся ждать Ершову как и Станиславскому когда-то, чтоб его сначала "заграница" заметила и открыла для себя. И тогда уже наши сегодняшние корифеи конечно вспомнят Петра Ершова и скажут - ну мы то его давно знаем и пользуемся его системой, только не говорили никому.

Я сама прошла актёрскую школу и знаю, каково это стоять на сцене, когда не получается и тебя костерят всячески. И вроде все понимаешь, что Мастер говорит, а выходишь и снова не то, а как сделать то, что от тебя требуют, никто не говорит. Все только рассказывают, что от тебя хотят и что ты здесь должен чувствовать (хотя Станиславский-то, как я потом выяснила для себя, как раз запрещал актёрам заботится о чувствах). А КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? То самое "магическое "если бы" до сих пор использующееся в современной педагогике театра, это такая мало кому помогающая штука (Станиславский сам от этого приёма отказался)! Ошибочность этой формулировки подтверждает современная психофизиология (Смотри труды П.В. Симонова). Любой здравомыслящий человек на эту фразу ответит - а я бы так никогда не сделал. И будет прав. Освоение роли лучше понимать как превращение своего поведения в поведение персонажа, когда "из себя" я леплю и показываю зрителю другого человека, а не демонстрирую себя в предлагаемых обстоятельствах. И у этого превращения-перевоплощения есть дистанция между "Я" исполнителя и персонажем (смотрите одну из бесед с актрисой Аллой Демидовой в передаче "Ночной полёт").

Иногда вдруг у студента, артиста получается правильно и вот он сам пытается уловить закономерности этого "получилось", опять изобретая колесо!!! Эти закономерности давно открыты П.М. Ершовым. Нужно только посмотреть на них беспристрастно. И изумиться, как же мы раньше этого не замечали. Всё ведь так просто. Хотя вот тут то и начинаются сложности. Так как освоить язык актерского искусства язык "действий" не так уж легко.

Е. Аккуратова, 01.02.2010

Театр » Петр Ершов и современный театр




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика