Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

Золотая коллекция русского кино
Смотрите сегодня:
"Запасной игрок"

«Рубиновый вторник». Спектакль Театра Луны, Москва

Режиссер Павел Урсул.
Актеры: Вл. Майсурадзе, Л. Светлова, В.Бегма, М.Полосухин, А.Бобров, Д.Воронин, А.Жуйков, А.Пурчинский, И.Складчиков, В.Тягичев, А.Гундарев, С.Фролова, Т.Солнцева.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Спектакль «Рубиновый вторник» поставлен по роману-бестселлеру Кена Кизи «Над гнездом кукушки» в переработке драматурга Дейла Васермана. Когда в 1962 году роман вышел в Америке, права на его постановку выкупил Кирк Дуглас. Спектакль шел на Бродвее несколько месяцев и не пользовался особым успехом. В последствие права на спектакль перешли к сыну Кирка – Майклу Дугласу. Майкл нанял одного из самых низкооплачиваемых режиссеров того времени Милоша Формана, и в 1975 г. был снят фильм «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном. Фильм имел невероятный успех, получил пять «Оскаров». Во многом успех фильму был обеспечен новаторской идеей романа Кена Кизи, а также потрясающей игрой Джека Николсона.

Режиссер П.Урсул не пошел по пути фильма, он постарался сделать спектакль иным, и в этом большая его заслуга. В Театре Луны он называется как и одна из композиций группы Роллинг Стоунз «Рубиновый вторник». Какова цель такого названия? Авторы спектакля считают, что под этим названием его легко найти в поиске. Однако я не думаю, что с точки зрения маркетинга, известный раскрученный бренд надо маскировать названием, малознакомым широкой публике. Тот, кто знает музыку Роллинг Стоунз, не будут искать спектакль с таким названием, а те, кто знают и хотят пойти на известный спектакль, не смогут его найти по названию. Тем не менее, возможно, название можно оправдать словами из песни: «До свидания, Рубиновый Вторник! Не спрашивай, зачем нужна свобода. Живи и знай, что у выигрыша есть своя цена; это - потеря».

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Что касается Москвы, то спектакль идет на театральных подмостках столицы уже 10 лет. Сложно ли играть одно и то же столько времени? Дело в том каждый раз спектакль новый, ведь театр – живой организм, меняются актеры, меняется их настроение, меняется их внутреннее состояние. В театре нет дублей, невозможно «переснять» сцену, всегда играется «наживую». В театре Луны и режиссер, и актеры постоянно совершенствуют его и ищут новые подходы, новые краски, свойственные сегодняшнему дню.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

«Рубиновый вторник» надо посмотреть обязательно! Хотя бы потому, что за десять лет игры каждый раз актеры вносят в него дух сегодняшнего дня. Сегодня он так же актуален, как и во времена Кинзи. Особенно надо смотреть молодежи, которая ищет ответы на вопросы «Я и общество», «Я и моя страна», «Я хочу, и я должен», и конечно же «Что есть свобода», «Могу ли я быть по-настоящему свободным», «Хочу ли я быть свободным», «Несу ли я ответственность за свои желания и поступки», «Какова роль лидера».

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Немного критики (хвала позже). Первое действие слишком расплывчато; в нем не расставлены акценты. Все самое интересное начинается только после антракта, когда выясняется, что большинство пациентов спокойно могут покинуть стены лечебницы. На мой взгляд, в спектакле не хватает «введения во время и пространство»: год, страна, частная клиника (отличия от психиатрических клиник в нашей стране). Конечно же, я понимаю, что пьеса – есть пьеса, причем сложная. Тем не менее, режиссер, обладая определенной свободой, может вносить коррективы, адаптивные моменты.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Кстати, прекрасная режиссерская придумка – пародия со шваброй на медсестру Крысчед!

С первых минут спектакля звучит музыка Роллинг Стоунз Satisfaction. К сожалению, не пришлось идентифицировать исполнителей, фонограмма была не самой достойной. Думаю, что у театра есть возможность применять более качественную музыку.

Хочу отметить, что спектакль настолько захватывает актеров, что они живут в нем своей жизнью, жизнью своих персонажей, забывая о том, что они играют не только для себя, но и для зрителей. Может быть (о, ну почему я не режиссер?) стоит немного развернуть действие в зал, чтобы создать у зрителей эффект присутствия, а не только эффект наблюдения.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Ну и последнее критиканство, да простят меня актеры и режиссер. Меня несколько удивило отношение режиссера к медперсоналу. И сестра Крысчет, и доктор Спиви, и санитары показаны олицетворением явного зла. Все время возникает вопрос: кто более сумасшедший – пациенты или персонал? Да, в жизни такое частенько случается, но на сцене это выглядит слишком гротескно, слишком пародийно, слишком однозначно, однобоко. Не совсем понятно, как пациент, даже и симулирующий безумие, может диктовать свои условия в клинике? Конечно, надо отметить, что артисты старались сыграть не пациентов психбольницы, а людей, доведенных до черты, людей в особых, обостренных обстоятельствах. Но надо понимать, где проходит грань между требованием порядка и режима дня для душевнобольных пациентов и их желания вести себя, как дома. Все-таки они находятся в лечебнице, где есть и другие пациенты, а не у себя на даче в окружении родственников и персональных сиделок.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Психически больному человеку позволено почти все. Можно идти куда угодно, делать что угодно, чувствовать. Это некая степень свободы. Казалось бы, пациенты заперты внутри лечебницы на замок. Но здесь они оказываются более свободными, чем мы в нашем внешнем мире и более счастливыми, чем мы. Потому, что мы живем в условностях. Но почувствовать себя в условиях ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ должен каждый человек. В этом – ключ спектакля. Несвободно - снаружи. Свобода – внутри.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Заслуженный артист России Владимир Майсурадзе играет МакМэрфи. Эта роль – для него! Некоторыми чертами своего характера он даже наделил своего героя, хотя в жизни он не такой. Изначально артист хотел сыграть Чезвика со сложным переменчивым характером, но режиссер решил по-другому. Кстати, Майсурадзе играет в других спектаклях П.Урсула, в том числе «Чапаев и Пустота», «Жена на бис», считает его лучшим режиссером.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

В чем заключается свобода для МакМэрфи? Что хочу, то и делаю, плевать на ваши правила и законы! Ему неинтересно, что он может нарушать свободу, желание другого человека. Делай как я! Для него все просто. Не было девочки у Билли, надо ему ее дать. Только первый шаг, только удовлетворение желания. Думаю, что в МакМэрфи могли бы себя узнать многие молодые люди сегодня. А если и не узнают, то может задумаются над тем, что не все так легко в жизни, связи гораздо более сложные, чем связи по прямой от А до Я.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Я не хочу сравнивать спектакль с фильмом, тем более, что замечательная актриса Людмила Светлова постаралась придать своей героине более человечный облик. Но не очень понятно, что между ней и МакМэрфи завязывается симпатия. Только в финале спектакля, когда Крысчет припадает к руке уже лоботомированного МакМэрфи, да еще и по намеку в декорациях (окно в стиле Инь-Янь), можно сделать предположение о чувствах медсестры. Людмила Светлова показала нам не бездушную машину, но женщину со свойственными ей разнообразием проявлений: слезами, горем, радостью, деспотизмом, вымещением собственных комплексов на других, раскаянием. В какой-то мере она пытается понять Крысчед. Понять, но не оправдать. Женщина без семьи и детей в окружении зависимых от нее душевнобольных, безвольных докторов и примитивных санитаров. Вдруг появляется брутальный мужчина, самец, авантюрист. Думаю, что у Крысчед не было другого выбора. Тем не менее, Людмила Светлова сыграла очень сильную женщину, пытающуюся покорить, подмять под себя МакМэрфи. Но он не покоряется.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Людмила Светлова играет женщину, которая могла бы полюбить этого мужчину, а Владимир Майсурадзе – играет мужчину, который мог бы полюбить эту женщину. Но обстоятельства, в которых они оказываются, не способствуют, чтобы чувства между ними развивались. Они превратили эти чувства во вражду, шанс на любовь – в войну.

Рубиновый вторник. Спектакль Театра Луны

Несмотря на печальный исход действия, оптимизм вызывает фраза: «А ты попробуй»! Думаю, что она очень актуальна сегодня и должна воодушевлять во многих жизненных ситуациях.

В целом спектакль блестящий! Зрители обсуждают его не только по дороге до дома, но и на следующий день, и через неделю, и через месяц, рекомендуют знакомым.

Хочу пожелать, чтобы спектакль еще долго шел на сцене театра, собирал полный зал! Он будет актуальным, насущным, глубоким еще долгие годы! Успехов!

Л. Королева-Мунц. 26.03.2015 г

Театр » «Рубиновый вторник». Спектакль Театра Луны, Москва, март 2015




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика