Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев

«Мелкий бес». Опера. Московский камерный музыкальный театр им. Б.Покровского, Москва

«Мелкий бес» – опера-фантасмагория Александра Журбина, поставлена в 2015 г. к 70-летнему юбилею композитора.

Для зрителя, неподготовленного к современной музыке, опера может оказаться сильным испытанием. Тем не менее, музыка одного из лучших композиторов нашего времени оказалась очень интересной, соответствовала сюжетной линии и отражала характеры героев!

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Сцена из спектакля.

«Мелкий бес» - это интерпретация пьесы символиста, футуриста Федора Сологуба (1863 – 1927). В основу либретто легла пьеса «Тварь» Валерия Семеновского. Постановка - Георгий Исаакян.

Произведение «Мелкий бес» имело странную «жизнь»: роман был писан на протяжение 10-лет! В результате так и не был напечатан полностью. Впоследствии вышел отдельным изданием в 1907 г. За гротеск и оригинальность, а также благодаря рекомендациям современников-литераторов и поэтов он стал пользоваться огромной популярностью.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

«Мелкий бес», 1958 г.

Затем был забыт и уже в советские времена был напечатан лишь в 1958 г. Кемеровским книжным издательством. После этого роман издавался неоднократно.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Форзац книги «Мелкий бес», 1958 г.

В 1995 г. Николаем Досталем был снят художественный фильм. В ролях: Сергей Тарамаев, Ирина Розанова, Полина Кутепова, Алексей Елистратов, Сергей Баталов, Алексей Миронов, Геннадий Назаров, Агриппина Стеклова, Ксения Кутепова, Елена Майорова.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Сцена из спектакля.

Казалось бы, что декорации в спектакле отсутствовали. Но это только на первый взгляд (как сказал бы Сологуб). На самом деле, все, как в романе, имеет подоплеку и скрытый смысл.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Сцена из спектакля.

По ходу пьесы декорации оказываются запрятанными в функциональные ниши, из которых они в нужный момент выезжают или же в них прячутся актеры.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Куклы.

Удачным кажется решение дублировать персонажи большими куклами, позволяющее не скатываться к непристойностям и пошлостям. В тоже время куклы олицетворяют механический, запрограммированный образ людей, живущих без смысла, и в соответствии с примитивным бездушным окружением.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Сцена из спектакля.

Артисты - каждый поет свою партию, но вместе выходит какофония. Такая же, как вся мелкая, никчемная жизнь их героев, сопровождаемая алчностью, жестокостью, подлостью. Чем меньше собачка, тем громче лает, тем большей власти жаждет, тем сильнее унижает зависимых.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Роман Шевчук в роли Передонова.

Хочется отметить игру главных героев: Романа Шевчука (Передонов) и Александры Мартыновой (Варвара). Они вели весь спектакль, были уверены и убедительны в своих ролях.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Александра Мартынова в роли Варвары и Роман Шевчук.

«Мелкий бес» – очень актуальная пьеса, позволяющая проводить параллели с жестокостью сегодняшнего дня, нетерпимостью, враждебностью, низким уровнем образования, преобладанием материального над духовным, олицетворяющая тезис, что нападение – лучшая защита.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Татьяна Конинская в роли Людмилы и Далер Назаров в роли Сашеньки.

Во втором акте безумие Передонова (главного героя) передается окружающим. Иногда кажется, что сегодня мы тоже живем в безумном-безумном мире. К счастью, есть возможность окружать себя теми, с кем хочется общаться, смотреть то, что хочется смотреть, слушать тех, кого хочется слушать.

Мелкий бес. Театр им. Б.Покровского

Александра Мартынова (Варвара) и Татьяна Ветрова (Марья Осиповна).

Вот, что сказал о своей опере Александр Журбин:

– В этой опере нет любви, нет никаких светлых чувств, все персонажи – отрицательные. И в центре – абсолютный мерзавец, негодяй и маньяк Ардальон Передонов, учитель словесности. Скажете: а зачем выводить таких героев на сцену? Я думаю, «Мелкий бес» – это зеркало русской жизни. Причем, оно не имеет никакой кривизны. Уродливое и прекрасное отражаются в нём одинаково точно. И действительно, все эти герои до сих пор живы. Менялся несколько раз государственный строй, произошли технические и сексуальные революции, а передоновы по-прежнему живут среди нас, насмехаются над нами и мучают нас. Поэтому их стоит выводить на свет и показывать публике.

Л. Королева-Мунц. 21.06.2015 г

Театр » «Мелкий бес». Опера. Московский камерный музыкальный театр им. Б.Покровского, Москва, июнь 2015




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук  
 
 
 
©2006-2018 «Русское кино»
Яндекс.Метрика